Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Самообразование педагогов

Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к  педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• психолого-педагогическое (ориентированное на  детей и родителей)

• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)

• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

·        обучение на курсах (один раз в пять лет);

·        самообразование;

·        участие в методической работе детского сада,   района.

  Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

План самообразования педагогов

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество

Тема

самообразования

Форма и срок отчета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. 

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

·        работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

·        участие в работе научно-практических конференций, семинаров;

·        ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. В личном плане самообразования  воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

·        Разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

·        разработка новых форм, методов и приемов обучения

·        доклады, выступления

·        разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

·        выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

·        разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования

·        проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Личный план самообразования учителя.

На основании выбранной темы  воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей . В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

 

Ст воспитатель Т.Г.Соломеина, 27.09.2013г.

span style=

©  МКДОУ Сосновский детский сад, 2013—2018